Метро в Париже – если не самый удобный, то наверняка самый надежный вид городского транспорта, поскольку уличные пробки его не касаются. Густая сеть станций метро покрывает всю территорию Парижа, а некоторые линии протянулись до отдаленных пригородов.
Спуски в метро отмечены на улицы круглыми панно с буквой "М". Билеты в метро годятся также для проезда в городском автобусе или на фуникулере, доставляющем туристов на вершину холма Монмартр.
Если вы собираетесь неоднократно пользоваться метрополитеном, то лучше всего купить книжечку из десяти билетов ("карне"). Так вы сэкономите и время, и деньги. Билеты можно купить в кассе или в одном из автоматов, установленных рядом с ней (автоматы принимают монеты любого достоинства, кроме мелких монет, и выдают сдачу). Кроме того, вы можете купить единый билет на три дня или больше, либо месячный проездной билет ("карт оранж"). Информация о разных билетах и карточках для туристов размещена на стекле кассы.
Билеты в метро – голубовато-зеленого цвета с коричневой продольной полосой (магнитный код). Чтобы пройти в метро, нужно вставить билет в щель на передней части стойки, забрать билет, который выскакивает из другой щели на верху стойки, а затем пройти через турникет и дверцу. Если по какой-либо причине турникет "не пропускает" вас, подойдите с билетом к кассе: на этот случай у кассира есть под столом специальная кнопочка.
Каждая линия имеет свой номер и кодирующий цвет на схеме метро, а ее название состоит из названий двух конечных станций. Например: линия № 2 Насьон – Порт Дофин. Чтобы легко ориентироваться в парижском метро, следует запомнить четыре французских слова: LIGNE (линия), DIRECTION (направление), СORRESPONDANCE (пересадка) и SORTIE (выход).
Прежде чем отправиться в путь, изучите схему парижского метро и запомните либо запишите в блокнотик, на каких станциях вам придется делать пересадку.
Ни в коем случае не выбрасывайте билет до выхода из метро: он может понадобиться для прохода через залы скоростного метро RER, к тому же в вагонах и даже в коридорах метрополитена время от времени появляются контролеры.
Метро в Париже открывается в 5.30 утра и закрывается примерно в 0.30 ночи. По субботам и воскресеньям количество поездов, выезжающих на линию, резко сокращается, интервалы между поездами увеличиваются в 3-4 раза.
В кассе метро вы можете получить бесплатно схему парижского метрополитена, а на крупных станциях – воспользоваться световым справочным табло: вы нажимаете на кнопку с нужной вам станцией, и на табло загорается маршрут, а левом нижнем углу – номер линии и названия станций пересадки.
Чтобы узнать, сколько примерно времени уйдет у вас на поездку в метро, умножьте количество станций, которые вам предстоит проехать, на два. Плюс время, чтобы дойти от гостиницы до метро, и время на пересадку (на станции Chatelet переход с одной линии на другую может занять 15 минут!).
На многих станциях не один, а несколько выходов. Как правило, в вестибюле такой станции висит панно с планом квартала (Plan du quartier). Чтобы разобраться в нем, вам пригодится еще одна французская фраза: "Vous etes ici" (Вы находитесь здесь). На плане квартала эта фраза нанесена в форме кружка.
И наконец, информация для любознательных пасажиров. Обратите внимание на линию № 8 (от площади Мадлен до Национальной библиотеки имени Франсуа Миттерана) – она полностью автоматизирована. Поезда управляются с центрального пульта, и в головном вагоне нет... кабины водителя. Поезд едет "сам по себе"! Пока такое суперсовременное метро есть только в Париже и в Тулузе.
Скоростная линия RER
RER – это гибрид метро и электрички: в черте города поезда едут по подземным туннелям, а затем выезжают на поверхность и превращаются в обычные пригородные поезда (протяженность самой длинной линии RER – 184 километра). Вот почему вагоны поездов RER более просторные и вместительные, а билеты стоят дороже (в пределах Парижа можно ехать в поездах RER с обычным билетом, но практически это не дает никаких преимуществ).
По линиям RER можно доехать до многих пригородов Парижа, в том числе до Евродиснейленда. На схеме метрополитена маршруты RER обозначены утолщенными линиями; их полный маршрут не указан из-за недостатка места – обозначены только направления (схему RER можно получить в любой кассе метро).
Каждой из четырех линий RER присвоена кодирующая буква: А, B, C или D. Здесь действуют специальный тариф и билеты. Если, например, вы доехали на обычном метро от станции Republique до станции Opera, а потом хотите доехать до станции Saint-Germain-en-Laye, то вам придется купить дополнительный билет. Поэтому лучше купить на станции метро Republique билет до Saint-Germain-en-Laye – так вы сэкономите время.
Билеты на поезда RER продаются только в один конец. Ни в коем случае не выбрасывайте билет: он нужен не только для входа, но и для выхода со станции RER. В отличие от поездов городского метро в поездах RER есть вагоны первого класса (расположены в середине состава). Билет RER действителен на любой линии городского метро.
Кроме всего вышесказанного, вы можете зайти на официальный сайт RATP и совершенно бесплатно скачать оттуда карту RER, и ознакомиться с ней в деталях еще до вашей поездки.
Автобус. У автобуса перед метрополитеном есть одно неоспоримое преимущество, весьма важное для туриста: за окном вы видите не черную стену туннеля, а – городские пейзажи. Так что если вы не спешите, лучше прокатиться на автобусе.
Общая протяженность автобусных линий в Париже – 524 километра, количество автобусных остановок – 1754, время ожидания на остановке – от 4 до 20 минут.
Напомним, что для проезда в автобусе годны билеты, приобретенные в кассе метро. На остановках вывешены схемы автобусных маршутов. Автобусы делают остановку только по требованию пассажиров. Увидев приближающийся автобус, подайте водителю знак рукой. Вход в автобус – через переднюю дверь, выход – в середине или в конце салона. Войдя в автобус, нужно прокомпостировать билет (компостер возле кабины водителя).
Пробки на дорогах доставляют пассажирам автобусов меньше хлопот, поскольку на широких улицах и проспектах для автобусов и такси предусмотрены специальные коридоры (полоса вдоль тротуара), проезд по которым запрещен для других автомобилей.
В автобусах объявляется по радио название данной остановки и название следующей остановки (записанный на пленку женский голос). О том, что автобус подъезжает к конечной остановке ("терминюс"), объявляет сам водитель.
Если вам нужно выйти на следующей остановке, нажмите одну из кнопок, расположенных в салоне автобуса возле выходных дверей. Над кабиной водителя загорается красное световое табло "Arret demande" (Затребована остановка).
Учтите, что по воскресным и праздничным дням большинство автобусных линий в не работают. В рабочие дни автобусное движение прекращается в 21 ч.
"Часы пик" на городском транспорте: с 7 ч. 30 мин. до 9 ч. и с 16 ч. 30 мин. до 18 ч.
Такси. Общий парк таксомоторов в Париже – около 15 000 машин. В отличие от московских или нью-йоркских такси, парижские такси не имеют специальной окраски кузова. Их можно узнать по белой пластмассовой коробке, установленной на крыше. Если коробка освещена изнутри ярким светом, значит такси свободно.
Как и всюду, такси в Париже можно остановить поднятием руки (водитель не имеет права останавливаться, только если в радиусе 50 метров есть стоянка такси). В одну машину могут сесть, как правило, не более трех человек (два ребенка в возрасте до 10 лет считаются за одного взрослого). В парижском такси нельзя занимать переднее место рядом с водителем: все пассажиры устраиваются на заднем сидении. Вы спросите – почему? Из соображений безопасности. По той же причине на правом переднем сидении нередко можно увидеть собаку.
Оплата за проезд производится по счетчику. За посадку берется 2 евро ( плюс 0,70 евро, если вы взяли такси на стоянке в аэропорту или при вокзале), за каждую единицу багажа, помещенного в багажник - 0,90 евро, за четвертого пассажира (если шофер согласился взять его) – еще 2,60 евро.
В Париже и за его пределами применяются три тарифа: "А" (0,61 евро/км), "В" (1,03 евро./км) и "С" (1,22 евро/км). Тариф "А" действует в черте города и в ближайших пригородах с 7 до 19 ч. В будние дни, тариф "В" – в черте города с 19 ч. до 7 ч. утра, а также по воскресным и праздничным дням, а тариф "С" - при выезде за кольцевую дорогу ("периферик") и в пригородах (департаменты Верхняя Сена, Сен-Сен-Дени и Валь-де-Марн). Стоимость одного часа простоя такси – 25,50 евро. Чаевые – от 1 до 1,5 евро. Средняя стоимость поездки из одного конца города в другой – порядка 10 евро.
Таким образом, во время вашей поездки на такси из аэропорта Шарль де Голль в парижскую гостиницу в будний день счетчик будет сначала работать в режиме "В" (эта буква мигает на световом табло счетчика), а при въезде в город водитель переключит счетчик в режим "А". Если же вы прилетели в Париж в воскресенье, то счетчик будет работать в режиме "В" на протяжении всей поездки.
Почти все парижские таксомоторы оборудованы радиотелефонами (в некоторых компаниях диспетчер ищет свободную машину по спутниковой связи!). Вы можете заказать такси по телефону 01-49-36-10-10 или 01-47-39-47-39. Как правило, диспетчер, не прерывая телефонной связи с вами, находит машину, а затем сообщает вам, через сколько минут она прибудет, и уточняет марку и цвет машины. Учтите, что в самое напряженное время (утром и в начале вечера) телефонные линии такси могут быть перегружены. Чтобы не опоздать в аэропорт в день вашего отлета из Парижа, лучше всего заказать машину накануне. По вашей просьбе может быть прислан машина с просторным салоном, вмещающим 5-6 человек.
И последнее. В отличие от крупных российских городов в Париже не принято "ловить" на улице частников. Иногда частники пытаются подхалтурить в аэропорту, но с ними лучше не связываться: с вас могут "содрать" в два раза больше, чем обычный таксист.