Замок Амбуаз – величественный образец архитектуры эпохи Возрождения.
С ним связаны имена правителей Франции, а также гения-изобретателя Леонардо да Винчи. Несмотря на значительный возраст (первые укрепления возникли здесь еще в 503 году) и насыщенную историю, большая его часть сохранилась в отличном состоянии, и в наши дни он считается украшением долины Луары.
В 2000 году замок Амбуаз включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История замка
Замок Амбуаз возведён в конце IX в отцом графа Анжу Фулька I Рыжего Ингельгером.
Задачей его гарнизона была охрана важного брода через Луару и защита восточных рубежей графства.
В средневековый период с XII в. замок длительное время принадлежал семье Амбуаз. В 1430-х годах обвинённый в измене королю владелец замка Людовик д’Амбуаз был приговорён к смерти, а конфискованный замок стал собственностью королевской семьи Людовика XI.
В 1492 году по повелению Карла VIII в старом замке начинается грандиозное строительство.
Для разработки проекта и наблюдением за возведением замка в новом архитектурном стиле Ренессанса в помощь французским архитекторам Р. Дезе, К. Биару, были приглашены мастера из Италии Д. да Кортона и фра Джокондо.
В начале XVI в. замок Амбуаз стал одним из любимых загородных резиденций Франциска I. После его смерти в этом же дворце длительное время находился двор Генриха II и Екатерины Медичи.
В 1560 году в замке скрывался от заговорщиков юный король Франциск II. Весной 1563 года в нём был заключён договор между принцем Конде и Екатериной Медичи, призванный положить конец первой религиозной войне.
Короли династии Бурбонов вскоре после подавления мятежа утратили интерес к замку. Людовик XIII подарил замок своему брату Гастону Орлеанскому, при Людовике XIV он стал местом заключения М. Фуко и герцога Лозена.
Его преемник король Людовик XV снова уступил замок своему министру Шуазелю.
Во времена французской революции конца XVIII в. часть замка Амбуаз была уничтожена восставшим народом.
В 1840 году для предотвращения дальнейшего разрушения замок был признан памятником истории и культуры.
В середине XIX в. замок становится местом политической ссылки. В 1848-1852 годах в замке жил пленённый лидер антифранцузского движения в Алжире Эмир Абд аль-Кадир.
В 1872 году правительство Третьей республики приняло решение передать замок семье Орлеанского герцога.
С 1970 года он находится в ведении фонда Людовика Святого возглавляемого претендентом на французский престол Его высочеством графом Парижским.
Архитектурный ансамбль
От некогда обширных королевских владений в Амбуазе до настоящего времени сохранилось лишь несколько зданий.
Архитектура основного корпуса замка относится к переходному периоду. Его крыло Карла VIII построено в 1492-1498 годах в готическом стиле, а расположенное перпендикулярно к нему крыло Людовика XII возведено в начале XVI в уже в стиле Ренессанса.
К его объёму с противоположных сторон примыкают аскетически строгие башни.
Башня Гарсонне пристроена к замку в XV в. Спустившись в подземные лабиринты его посетители увидят мрачные казематы, винные склады замка а оттуда поднимутся в башню Францисканцев.
С вершины Башни Миноритов открывается впечатляющая панорама на замок и ближайшие окрестности.
Сад у стен замка появился в конце XV в. благодаря стараниям приглашенного Карлом VIII итальянского садовника П. де Меркальяно.
Устроенные по регулярному плану сад находится на верхней террасе.
Главным украшением садов с давних пор остаются большие цветники на партерах и несколько фонтанов.
Что посмотреть в замке Амбуаз
В первую очередь замок Амбуаз интересен тем, что он позволяет увидеть, как жили великие французские монархи.
Здесь с большой тщательностью воссозданы интерьеры различных эпох, а также собрана уникальная коллекция мебели.
Переходя из покоев в покои, любуясь огромными гобеленами, прекрасными скульптурами, нельзя не проникнуться духом того времени.
Музыкальный салон, зал Барабанщиков и зал Заседаний, королевская спальня – все это поражает роскошью.
Во внутреннем дворе находится памятная доска, где описано, каким был замок до того, как его разрушил Роже Дюкро.
Одним из самых красивых элементов комплекса по праву считается часовня святого Губерта (15 век) с ее кружевными резными сводами.
Солнечные лучи, проходящие сквозь витражи, окрашивают помещение во все цвета радуги.
Также стоит обратить внимание на барельефы, созданные искусными мастерами.
Здесь же находится надгробная плита, надпись на которой гласит, что здесь похоронен Леонардо да Винчи.
Завершить экскурсию стоит прогулкой по королевским садам. С них открывается прекрасный вид на всю долину. По завершении экскурсии можно посетить сувенирную лавку, расположенную в замке, а также пообедать в уютном кафе.
Если есть время, можно заглянуть в стоящий неподалеку замок Кло-Люсе.
Особый интерес представляет экспозиция, посвященная изобретениям Леонардо да Винчи, а именно коллекция машин, созданных на основе его чертежей.
Кроме того, в саду расположены фрагменты его полотен, размещенные на огромных плакатах.
Интерьер замка
Вход в королевский дворец, караульный зал.
На этом этаже представлена анфилада залов, отведённых караульным, которые охраняли верхние этажи. Гвардейцами короля были шотландцы, швейцарцы, а позднее - французские мушкетёры.
Зал тамбуринщиков (музыкантов). Этот зал, стены которого украшены гобеленами, напоминает о празднествах и балах, устраивавшихся в замке. Он был так назван в честь пребывания в Амбуазе короля Людовика XIV.
Зал совета. В этом просторном зале устраивались торжественные приёмы и празднества, ставшие необходимостью придворной жизни.
Камин, украшенный эмблемой Карла VIII - стилизованный под пальмовую ветвь меч, в виде пламенеющей готики и трон, украшенный геральдическими лилиями.
Зал виночерпия. Этот зал напоминает об обычаях за королевским столом, где виночерпий подавал напитки.
Зал украшен мебелью в готическом стиле и стиле Возрождения и гобеленами французской мануфактуры в Обессене, выполненные в XVII -м в. по эскизам Лебрена.
Опочивальня Генриха II. Эта комната была смежной с пристройкой (не сохранилась), построенной по распоряжению Екатерины Медичи, супруги короля Генриха II.
Рядом с кроватью - ларец для драгоценностей с двойным дном. Портьеры и гобелены из Брюсселя и Турне, работа XVI и XVII веков.
Веревочная передняя. Эта зала служила передней (входа не сохранилось), где гости ожидали приглашения в королевские покои.
Кабинет герцогов Орлеанских-Пьентьеврских. В рабочем кабинете представлены портреты конца XVIII века, изображающие деда по материнской линии и родителей будущего французского короля Луи-Филиппа I.
Опочивальня герцогов Орлеанских.
Музыкальный салон.
Посещение королевского замка
Замок Амбуаз расположен в одноименном городке в 220 км от Парижа.
Удобнее всего сюда добираться на поезде TGV.
Он отправляется с вокзала Аустерлиц (Gare d’Austerlitz) и курсирует пять раз в день. Билет в одну сторону обойдется в примерно в 35 евро, а дорога займет около 2,5 часов.
Со станции Amboise до самой крепости можно дойти пешком – расстояние всего 800 метров. Точный адрес объекта: place Michel Debre, Amboise.
Еще один вариант – добираться сюда на авто.
От Парижа нужно ехать по трассе А10, после поворота на Амбуаз – 15 км по D31, а далее по N152. Возле замка есть бесплатная парковка для автомобилей и автобусов.
Замок открыт для посещения все дни недели за исключением 25 декабря и 1 января.
Экскурсия включает осмотр дворца, часовни и садового комплекса.
Приехав сюда в период с апреля по май, можно также можно будет спуститься в подземелья, ведущие к замку Леонардо да Винчи.
С середины июня по август желательно запланировать поездку в замок Амбуаз на субботу или среду: тогда здесь проходят костюмированные представления.
Часы работы с апреля по август – с 9:00 до 19:00, в остальное время до 17:00 и 18:00.
Полная стоимость билета – 11,20 евро, для студентов – 9,7 евро, для детей в возрасте от 7 до 18 лет – 7,5 евро, тогда как малышам вход бесплатный.
При покупке билета турист также получает брошюру (есть русскоязычный вариант), а за отдельную плату (4 евро) можно взять аудиогид.
Более подробная информация о тарифах и условиях посещения размещена на официальном сайте королевского замка Амбуаз: www.chateau-amboise.com.