Адрес: 1, rue de Bellechasse,
тел +33 (0)1 44 13 17 47;
Метро: Solferino, RER - Musee-d'Orsay,
Время работы: ежедневно, кроме пн., с 10.00-18.00, чт. до 21.45, сб. с 9.00 до 19.00.
6000 преимущественно европейских произведений искусства, относящихся к периоду между 1850 и 1910гг., выставлены с 1986г. в здании бывшего вокзала. Среди них многочисленные произведения барбизонской школы (Коро, Милле), ряд значительных работ Курбе, скульптуры Карпо и Родена, мебель в стиле модерн и собрание произведений французских импрессионистов. Наряду с последними картинами Ван Гога широко представлено искусство конца XIX - начала XX в. : "набидов", "фовистов", Гогена и др.
"Наши художники должны искать поэзию на вокзалах, как и их отцы находили ее в лесах и реках", писал Эмиль Золя в 1877г. Эдуард Мане или еще Клод Моне носили за собой мольберты по железнодорожным путям, переходам, вокзальным залам. Таким образом, Орсэ имеет вид музея уже в 1900г.: вокзал от этого храма живописи отделяет всего каких-нибудь 80 лет. Архитектура вокзала для той эпохи была одиозной: непомерные металлические конструкции, архитектурный эклектизм (стиль 1900-рококо-Наполеон III), воздвигнутые по воле его архитектора Виктора Лалу, "каменный" фасад, который должен был вписать вокзал в окружающее пространство и его огромный зал со сводами высотой 40 метров, окаймленный более узким нефом с семью куполами. Оставленный в 1939г., и обреченный на разрушение в 1970г., он едва избежал своей участи и получил статус памятника архитектуры в 1978г. Таким образом, ему нашли новое применение и превратили в музей изобразительного икусства второй половины XIX и начала XX века, который должен был представлять не только живопись, скульптуру, декоративные и графиечские виды искусства, но так же архитектуру, урбанизм, афиши, прессу и иллюстрированные издания. Ни больше ни меньше! И как не странно, это ему удалось. Сохранив архитектуру вокзала, итальянский архитектор Ге Оленти, создает музей на пяти уровнях. Количество ограниченных пространств и архитектурных сюрпризов увеличивается, таким образом, посетитель избавлен от монотонности прохождения через десятки совершенно идентичных залов. В одном из них в 1986г. была собрана коллекция художников-импрессионистов, рисовавших вокзалы, - тема, ставшая символической. На первом этаже помещаются работы Милле (Вечерний звон), Коро (Ателье), Делакруа (Охота на тигра), Курбе (Сотворение мира), импрессионисты до 1870г., великая классика. На верхнем этаже представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов, в частности зал Ван Гога (Комната в Арле), зал Сезана (Эстака). В средней галлерее хранятся работы натуралистов (Меча, Эдуарда Детель), символистов и коллекция Арт Нуво. Вокзал как и картины приглашает Вас к путешествию. Орсэ служит этому доказательством.
Лишь громадные часы в конце зала скульптур напоминают посетителю Музея д'Орсе о том, что он пришел на вокзал, самый важный в Париже, пока его не закрыли в 1939г.